Коллективный член Русского географического общества










Байкал

Тайны и чудеса Байкала

Наскальная живопись Байкала

Утес Саган-Заба

Гора Сахюртэ

Бухта Ая

УТЕС САГАН-ЗАБА

Беломраморный утес Саган-Заба выделяется среди серых скал побережья. Скала расположена в 5 км к северу от Крестовского мыса, и попасть к ней можно с суши на автомобиле. Утес известен большим количеством наскальных рисунков. По словам академика А.П. Окладникова, «петроглифы Саган-Забы - подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Восточной Сибири. По композиции, манере письма и разнообразию сюжетов они самые сложные из всех известных наскальных рисунков на всем пространстве от Урала до Тихого океана».

Наскальные изображения, открытые в 1881 году благодаря исследованиям Н.Н.Агапитова, сильно пострадали от времени. В 2-3 м от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов прежних больших композиций рисунков. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.).

На гладкой поверхности утеса, обращенной в сторону Байкала, на площади около 40 кв.м, сохранились рисунки, высеченные людьми поздней поры бронзового века. При высекании фигур древний художник при помощи острого орудия пробивал верхнюю, более темную корку гладкой поверхности мраморовидного известняка и достигал нетронутого белого цвета породы, поэтому высеченные фигуры своим белым цветом заметно выделяются на общем фоне скалы. На скале высечены всадники на лошадях, фигуры различных животных (лоси, маралы, козы, северные олени и др.), человеческие фигуры в различных позах, изображения лебедей и др. рисунки. По своей композиции и сюжету рисунки на скале Саган-Заба наиболее сложные из всех известных наскальных рисунков Прибайкалья.

Фигуры выполнены точечной набивкой, процарапаны на камне или нарисованы краской - охрой. Наскальный иконостас Саган-Забы включает изображения древних танцующих шаманов, увенчанных рогами, с поднятыми вверх руками, бегущих оленей и лебедей.

Антропоморфы выбиты на гладкой поверхности беломраморной скалы, выделяющейся из монолитной темно-серой массы прибойного отрога, подножие которой опускается в воду. Высота вертикальной плоскости скалы около 15 м. Изображения людей или духов на скальной поверхности располагаются плотно группами одна под другой или справа – слева. Все изображения обращены к зрителю «лицом», все прочно стоят на полусогнутых ногах, у всех подчеркнуто широкие плечи, мощный треугольной формы торс, узкая талия. Самая характерная их черта – ноги расставлены и согнуты в характерной позе танцора – ромбом с вывернутыми в стороны ступнями.

Почти все изображения имеют рогатые головы. По мнению М.Н.Хангалова, рогатые головы антропоморфных изображений – ни что иное, как рогатые шапки-короны шаманов. По описанию исследователя в недавнем прошлом после 5-го, последнего посвящения (или омовения) шаман получал конные железные трости и железную шапку, которая имеет вид короны и состоит из железного обруча с прикрепленными на нем накрест двумя полуобручами, образующими купол. На вершине их перекрестия прикреплена пластина с двумя концами, загнутыми в виде рогов. Здесь необходимо отметить, что по Б.Э.Петри железную трость и корону с рогами шаман получал после третьего посвящения. Очевидно перед нами образы шаманов после последнего освящения. Рогатые головы, мощные треугольной формы торсы и ромбовидно согнутые ноги создают впечатление одинаковости изображений. Однако они отличаются одна от другой своеобразным расположением рук. У одних фигур – это движение рук в стороны или вверх, у других – движение одной руки в том или ином направлении, при этом ладонь направлена вверх. У третьих – руки опущены вниз. По характеристике А.П.Окладникова, «при взгляде на руки антропоморфных фигур возникает убеждение, что видишь не спокойно стоящих, а танцующих людей».

Есть сюжет, заслуживающий детального рассмотрения – это антропоморф с жезлом в опущенных вдоль тела руках. Его ноги согнуты ромбом, а ступни развернуты наружу. Слева около ног изображены два косо расположенных овальных пятна, о которых А.П.Окладников пишет в тексте, но в его книге они не нанесены на рисунок, выполненный заливкой. Исследователь видел в жезле оружие в виде молота, который был непременным аксессуаром изображений бога-громовика древних скандинавских сказаний, связанного непосредственно с небом. Вполне возможно, что отголоски скандинавской языческой мифологии дошли до коренных народов, живших на территории вокруг Байкала и исповедующих шаманизм.

Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят - орел, у хоринского племени - лебедь. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителей - птиц, лебедей.

В древние времена буряты совершали здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями. По преданию бурят, на местность Саган-Заба опустились Бурал Саган-нойон с женой Буга саган хатан (Седовласый господин и Белая госпожа), сделали на скале свой зураг (рисунки) и поселились здесь. Расположенное здесь древнее шаманское святилище является одним из крупнейших святых мест на Байкале. Чтобы как-то ослабить влияние шаманства, монахи из Посольского монастыря в устье р. Селенги в начале XVIII столетия выбили на скале Саган-Заба два больших креста.

На западном склоне имеется грандиозная карстовая воронка диаметром до 40 м. С ней, возможно, связаны легенды о таинственной шаманской пещере и золоте, спрятанном в ней китайцами, которое они не смогли переправить через Байкал на верблюдах и вынуждены были зарыть. Вход в пещеру до сих пор неизвестен, а упоминания и описания можно отыскать в книгах 20-х годов.

Вершина утеса носит ярко выраженные карстовые следы: многочисленные засыпанные воронки, пар из щелей, который можно наблюдать в морозные дни, наличие волноприбойных пещер и щелей внизу утеса. В отдельные щели можно проникнуть только зимой, легко проскальзывая по льду. Внутри можно встать во весь рост и увидеть в белом мраморе интересное монолитное образование в форме столба черного цвета, уходящего вверх, в утес. Другая большая волноприбойная пещера расположена к югу в утесе недалеко от рисунков. Попасть к ней можно только по воде. Существуют предания, что в ней также выполнялись шаманские обряды с жертвоприношениями.

Пещера находится на вершине скалы и имеет узкое входное отверстие. На глубине примерно 10 метров пещера представляет собой большой темный зал, из которого по сторонам отходят горизонтальные коридоры. Один из более широких коридоров кончается глубокой ямой, книзу расширяющейся.

Туристы, посещающие скалу Саган-Заба, в щелях ее часто находят старинные монеты, волосы, полоски материи, которые ранее клали буряты-шаманисты в качестве жертвоприношений «духу - хозяину скалы».

ГОРА САХЮРТЭ

Величественная гора Сахюртэ расположена по левому берегу р. Анги (приток Байкала), против улуса Хурай-Нур (Улан-Анга), в 5 км на север от с. Еланцы Ольхонского района Иркутской области и в 7 км от западного берега Байкала. Своим белым цветом гора Сахюртэ заметно выделяется среди других, более темных, гор. Наскальные рисунки на этой горе находятся в четырех местах. Они высечены на гладкой поверхности белого и розового мраморовидного известняка, выходы которого идут рядами поперек горы.

Наибольший интерес представляет первая группа рисунков, высеченных на большой, заметно выдающейся скале, расположенной на юго-западном склоне горы Сахюртэ, около ее вершины. Скала состоит из белого мраморовидного известняка и находится на высоте более 100 м над уровнем р. Анги. Рисунки на этой скале занимают площадь около 8 кв. м. Высекание фигур сплошное и контурное. Глубина высекания от 1 до 3 мм. Размер фигур от 10 до 35 см. Высеченные на скале фигуры хорошо заметны.

Центральное место на скале занимает прекрасно переданная композиция сцены охоты на коз и маралов с помощью собак. Два пеших охотника (контурное изображение) вооружены луками и стрелами. Один охотник показан идущим на лыжах. Позади охотников изображены убитая коза и бегущая собака. Фигуры маралов и коз, преследуемых охотниками, переданы вполне натурально, с соблюдением всех характерных особенностей в строении тела этих животных. Реальность изображений указывает на то, что эти животные были хорошо знакомы древним обитателям Прибайкалья, играли большую роль в их производственной жизни. В нижней части скалы высечен ламаистский очир (символ громовой стрелы) и водоплавающая птица — гагара.

На левой половине скалы изображены небольшие человеческие фигуры, а также куланы, быки, козы, лоси и другие трудноопределимые животные. Часть изображений не закончена. Некоторые человеческие фигуры высечены в позе борьбы с каким-то животным (возможно с медведем). Большой интерес представляет фигура кулана-джегетая (третья фигура слева в первом ряду), она указывает на то, что это животное обширных открытых пространств Монголии когда-то водилось и в Прибайкалье. Это предположение подтверждается также высеченными изображениями куланов, сохранившимися в Кудинских степях на скалах Манхай и Укыр, и находками костей этого животного найденными в пещерах Байкала. Рисунки первой группы являются наиболее древними из всех остальных изображений, сохранившихся на горе Сахюртэ. Они относятся к ранней поре железного века и имеют давность около 2500—2200 лет. Изображение ламаистского очира относится к рисункам позднего происхождения, вероятно, оно было сделано ламами, посетившими остров Ольхон в конце XVIII в. Знак в виде скобы, высеченный рядом с водоплавающей птицей, по-видимому, является родовым знаком.

Вторая группа рисунков сохранилась в 150 м на северо-запад от первой группы. Здесь на гладкой поверхности скалы из серого мраморовидного известняка сплошной протиркой или обводкой по контуру изображены: всадник на лошади, стреляющий из лука, коза, як и лежащий марал, встреча собаки с медведем. На одном из выступов скалы сплошной протиркой изображены собака и козы. В изображении фигур этой группы рисунков заметны закругленность и некоторая шаблонность. Размер фигур от 15 до 28 см. Рисунки второй группы, вероятно, относятся к древнетюркским изображениям курыканского времени, и их можно датировать примерно VII—XI вв. нашей эры.  Эти рисунки аналогичны курыканским изображениям, известным в долине р. Куды (прав. приток р. Ангары) на горах Манхай, Байток, Укыр, Улан-хада, Булук и на скалах верхнего течения р. Лены.

Третья группа рисунков сохранилась в 160 м на северо-восток от первой группы, на небольшом выступе серого мраморовидного известняка. Здесь легкими царапинами изображен неправильный шестиугольник с линиями внутри его. Ниже шестиугольника — ряд параллельных и пересекающихся линий. Это начертание, по-видимому, служило каким-то условным знаком, и давность его определить затруднительно.

Четвертая группа рисунков находится на южном склоне горы Сахюртэ, у самой ее подошвы, налево от дороги, идущей между горой и рекой Ангой. Изображения высечены на гладкой поверхности большой, прямостоящей плиты из светло-розового мрамора, размером 2,5х 2 м. На плите высечены идущие друг за другом сохатые, маралы, козы, коровы и др. животные. Некоторые рисунки не закончены. Высекание фигур сплошное, но не глубокое. Самые большие изображения имеют длину около 35 см. От времени рисунки покрылись натеком извести и потому они не все хорошо заметны. На отдельно лежащей у самой дороги плите из розового мрамора высечена фигура косули.  Рисунки четвертой группы одновременны рисункам первой группы, высеченным на вершине горы Сахюртэ.

По словам местного старожилого населения, на скале у подошвы г. Сахюртэ были высечены рисунки, изображающие сцены охоты на коз и маралов, но во время разработки мрамора в 1913 г. они были разрушены. На вершине горы Сахюртэ сохранились остатки городища курыканского времени, обнесенного каменной стеной, и сторожевая сигнальная вышка. Примерно в 3 км на запад от горы Сахюртэ, на левом берегу р. Анги, на скале из серого мраморовидного известняка сохранилось высеченное изображение всадника в монгольской одежде.

БУХТА АЯ

Бухта Ая находится на западном берегу оз. Байкал примерно в 3 км к северу от устья р. Анги, впадающей в оз. Байкал, и в 12 км от поселка Еланцы. Наскальные изображения на берегах бухты Ая сохранились в трех местах.

Основная группа рисунков высечена на скале из белого мрамора, обращенной на южную сторону, т. е. в сторону озера. От берега Байкала скала находится примерно в 100 м. Фигуры людей и животных на скале изображены различными способами: сплошное высекание, высекание по контуру, протирка всей фигуры.

Три человеческие фигуры, высеченные по контуру, изображают шаманов. Размер наибольшей фигуры 25х45 см. Глаза у этих фигур обозначены точками, поперек тела проведены линии. У одной фигуры на плечах изображены гвоздевидные придатки. Поднятые вверх руки, возможно, являются символом молитвенного обращения к небу. Подобные изображения шаманов на Байкале сохранились на скале Саган-заба, есть они также на скалах в удинской степи, на р. Белой, вблизи Мальты, и на многих скалах Приангарья.

Две человеческие фигуры, переданные сплошным высеканием, изображают стрелков, стреляющих из лука с колена. Размер этих фигур 7х10 см. Отдельно высечено изображение стрелы длиной 23 см. Из животных на скале сплошным высеканием очень правдиво переданы фигуры лебедя (1.0х16 см), осетра (7х30 см), нерпы (5х23 см) и лося. В одной фигуре, изображенной внизу слева, художник, возможно, пытался изобразить верблюда.

На этой же скале между древними, глубоко высеченными фигурами, сохранились слабо вырезанные по контуру изображения человека, коз, оленей, собаки и других животных. Некоторые рисунки трудно поддаются объяснению, возможно, что они изображают отдельные атрибуты шаманства, эмблемные знаки или тавро — родовые знаки собственности.

Рисунки на скале имеют различную давность, к более древним относятся глубоко высеченные фигуры стрелков, лебедя, нерпы, осетра, лося. Эти рисунки одновременны изображениям первой группы на горе Сахюртэ. Изображения людей и животных, а также фигуры шаманов, переданные по контуру неглубокой резьбой, относятся, вероятно, к рисункам курыканского времени. В 80 м на запад от этой основной группы рисунков, почти у самого берега Байкала, на одном из выступов скалы, сложенной из серого мраморовидного известняка, на высоте около 2 м над озером сохранилось изображение шамана с бубном, около которого высечен лук со стрелой. Высота фигуры шамана 13 см. Это изображение, по-видимому, относится к числу древнебурятских рисунков.

В 1948 г. на больших гранитных плитах, находящихся на террасе в южной части бухты Ая, автором статьи были обнаружены слабо высеченное изображение солнца и родовой знак. Эти изображения покрыты накипным лишайником серого и красно-бурого цветов. Давность этих изображений определить затруднительно. Разнообразные изображения людей и животных сохранились также на скале, сложенной из розового мрамора, расположенной в 10 км на юг от устья р. Анги вблизи улуса Быркин.

Источники:

Волков С.Н. По Байкалу. - Москва, АСТ, 2010

Петроглифы Байкала. – Новосибирск: Наука, 1974

Хороших П.П. Наскальные рисунки на побережье озера Байкал. Этнографический сборник. - Улан-Удэ, Бурят. кн. изд-во, 1960

www.baikalvisa.ru