Коллективный член Русского географического общества










Новости

Новости Байкала

Исследователь Байкала рассказал о создании первого в СССР батискафа

04.12.2013

Сегодня на дно самого глубокого озера в мире может погрузиться каждый. Преодолеть 1642 метра всего за 15 минут предлагает единственный в своем роде Байкальский музей и его виртуальная экспозиция «Погружение на дно Байкала или Батискаф»

Посетители заходят в имитационный зал подводной лодки, рассаживаются у иллюминаторов, и создается полная иллюзия погружения. На самом деле, за «окнами» спрятаны плазменные экраны, на которых пассажирам показывают 15-минутный фильм, смонтированный из реальных подводных съемок Байкала.

И вряд ли кто знает, что эти съемки были сделаны первым в СССР глубоководным аппаратом, сконструированным харьковскими энтузиастами, да и сам музей возглавляет бывший харьковчанин. 68-летний Виталий Пименов - авиаконструктор, который создавал первые «гражданские» субмарины и сконструировал не имевшие аналогов аппараты для топографической фото- и видеосъемки дна Байкала.

- Виталий Петрович, каково было совмещать увлечение подводным миром с авиацией?

- Я не единственный, кто разрывался «между небом и водой». После школы поступил в авиационный институт, будучи уже инструктором подводного плавания. Это было время повального увлечения глубинами - фильмы Кусто, романтика экспедиций.

На кафедре конструкции самолетов была лаборатория, занимавшаяся натурными полетами (модели испытывали не в аэродинамической трубе, а в небе). Чтобы сохранить модели, их решили сажать на воду. Но все, что попадает в воду, опускается на дно. Нужен был человек, который бы утонувшие модели доставал. Этим "доставалой" был я.

- А как родилась идея собственной подлодки?

- Приближалась защита моего диплома, когда один американец придумал самолет-субмарину (садится на воду как гидроплан, а потом ныряет). Когда он показал свое изобретение на Всемирной выставке в 1968 году, идеей сразу заинтересовался Пентагон, она была взята на вооружение ВМФ США, и вскоре в прессе появилась фотография взлетающего из-под воды истребителя! Потом увидел в журнале "Наука и жизнь" фото миниатюрной подводной лодки, помещавшейся на крыше автомобиля. Специальность - конструктор - обязывала реализовать идею. Заканчивал подлодку уже на Харьковском авиационном заводе - алюминия там было предостаточно, на заводской свалке тогда можно было найти что угодно.

- Это была та «Барабулька», которую в кино снимали?
 - Виталий Пименов: Да, первый одноместный подводный носитель мы назвали в честь симпатичной черноморской рыбки. Обкатывали субмарину в Тарханкуте. Она была оборудована аккумуляторами и электродвигателем. Нормально лодка плавала и у пограничников вопросов не вызывала. Одновременно сняли фильм «Попытка», получивший приз на фестивале подводного кино во Франции. А через год сделали вторую подлодку – «Медузу». «Барабулька» же была одноместной, а следующая - для пилота и пассажира. Не имевшие аналогов подлодки мы сконструировали в 1973-74 годах для съемок фильма о подводном мире в передачу Юрия Сенкевича «Клуб кинопутешествий».
В Воронеже рассказали о продолжении «Подводной Одиссеи» Кусто. 
- Каким же ветром вас занесло на Байкал?

- Предложение снять фильм о Байкале заводские киношники получили от киевских кинооператоров еще в 1964 году. Харьковчане с задачей справились, но… недосчитались после знакомства с Байкалом троих коллег, оставшихся жить на самом чистом из озер. Десять лет проработал на Байкале организовавший ту первую поездку бывший работник ХАЗа Николай Резенков (посвятив жизнь работе водолаза, в историю подводных съемок он вошел тем, что впервые привез на Байкал работавшие на максимальной глубине подводные исследовательские лодки «Пайсис»). Бывший токарь ХАЗа Виталий Хуторянский стал доктором биологии, а заводчанин Вадим Фиалков - кандидатом географических наук и директором музея флоры и фауны Байкала в поселке Листвянка. У них там была водолазная группа, но с примитивной техникой. А Фиалков собирался писать докторскую диссертацию и попросил сделать ему глубоководный носитель для исследования размножения омуля.

До этого мы сделали что-то подобное по заказу биологов для изучения границ подводной растительности на Дальнем Востоке. Крылышки, колпак - планер с фотокамерой тащится за катером. Пилот управляет - вверх или вниз. Но под водой встречаются скалы и камни, катеру приходится маневрировать, что усложняет процесс. А мы как раз продумывали подводное освещение - решили бросить кабель с катера. И тогда возник вопрос: зачем же тащить аппарат на буксире, если есть электричество на борту? Поставить там моторы, обеспечить свет - и можно идти впереди катера, куда нужно.

В Харькове соорудили просторный бокс, в котором и рождался первый советский носитель для подводного пловца и аэрофототехники. Пришлось переделывать оптику, ставить широкоугольную, ведь аэрофотосъемка делается с определенной высоты, а под водой расстояние до точки съемки постоянно менялось. Испытывали чудо-технику в районе известного по фильму «У озера» целлюлозно-бумажного комбината. Я спустился на нем первым. Так был исследован рельеф дна озера…

- Чем занимаетесь сегодня?

- Консультирую покупателей в магазине подводного снаряжения, - цитирует Пименова «Российская газета».

http://www.baikal-daily.ru/news/16/80190/?sphrase_id=1582078