Коллективный член Русского географического общества










Библиотека Байкала

Легенды Байкала

Загадка оленного камня

Леонид Актинов Улан-удэнец  разгадал тайну старинных надписей на загадочном камне

 Несколько лет понадобилось  Дмитрию Даниловичу Багадаеву, чтобы расшифровать таинственную надпись на камне, который передавался в их семье из поколения в поколение. Что самое удивительное, ему удалось понять не только значение символов, но и то, что надписи являются своеобразной картой, которая способна вывести на места древних захоронений.  Интересно, что надписи на камне принадлежат разным народам. Таинственной картой уже заинтересовались ученые. Возможно, уже этим летом по пути, указанному оленным камнем, двинется научная экспедиция.

Загадочная белая плита хранилась в доме Багадаевых уже много лет.

- Нашей семье его передал дед Прокопий, который строго-настрого велел сохранить этот камень в доме. Однако он так и не объяснил значение плиты, - рассказал нам Дмитрий Данилович.

Вообще дед Прокопий был в свое время личностью достаточно известной в Осинском районе Иркутской области.

- Хорошо помню, что все уважительно звали его Обоха. Это производное от слова «обо», - сказал Дмитрий Багадаев.

Справка: Обо (реже обоо, овоо) - от монг. «куча, груда, насыпь». Культовые места в культуре монголов, бурят, тувинцев, хакасов и других тюрко-монгольских народов. Представляют собой кучи из камней или деревья, украшенные ленточками или флажками. Обо располагаются на дорогах,  горных перевалах, у озер, аршанов, на берегах рек. Встречаются как одиночные обо, так и групповые. Обо считается местом поклонения местным духам, хозяевам местности. Обо создают погоду, отвечают за урожаи, здоровье, благополучие людей.

То есть дед Прокопий, возможно, был одним из хранителей таинственного обо. Об этом говорит  то, что у него имелись некоторые сакральные атрибуты.

-  Осталось в памяти, как дедушка часто сокрушался, что у него пропал длинный посох, - делился воспоминаниями исследователь.

Что это за посох, неизвестно. Возможно, он был как-то связан с шаманскими обрядами.

- Кроме того, он все время говорил про какую-то загадочную то ли пещеру, то ли камеру. Что туда в древности ходили люди и молились… И еще он бережно хранил осколок белой каменной плиты.  Все время мне говорил: «На нем есть надпись». В детстве я не раз рассматривал камень, но никаких слов или букв там не разглядел. Показалось, что это просто странные царапины. Однако, когда  вырос, дед Прокопий настоял на том, чтобы я стал владельцем этого камня. Говорил, что он будет моим талисманом, - продолжает свой рассказ Дмитрий Багадаев.

Надпись на разных языках

Камень, который новый хранитель назвал оленным (уж слишком он походил на мордочку олененка), перешел в дом Дмитрия Даниловича.

- Несколько лет назад я решил заняться камнем вплотную. Внимательно рассмотрел, обработал его пастой, чтобы были ясно видны все черточки.  Перенес линии на кальку. К моему удивлению, некоторые «царапины» и впрямь напоминали иероглифы - что-то похожее на греческую лямбду, двойной крест и чашу. Показал китайцу, и тот без труда прочел один из них как слово «могучий». А вот другие иероглифы он прочесть не смог. Зато легко прочитали другие специалисты. Иероглифы они перевели как «небо» и «олень». Самое интересное, что это были почему-то шумерские буквы, - рассказал Дмитрий Багадаев.

Справка: Шумеры — первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Тигра и Евфрата в IV—III тысячелетиях до н.э. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма.

Таким образом, главная надпись на камне была расшифрована как «могучий небесный олень». Может быть, поэтому камень напоминал мордочку оленя?

Справка: Оленный камень — название древних камней с изображениями. Обычно это отесанные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности или нанесен охрой. Встречаются на Алтае, в Забайкалье, Тыве, Монголии, Китае и других местах. Оленные камни в Забайкалье зачастую связаны с памятниками культуры плиточных могил. Камни устанавливались в оградки плиточных могил, а также на местах культовых торжеств, жертвоприношений. Возле плиточных могил оленные камни обычно ориентированы лицевой гранью на восток. Кроме оленей на камнях встречаются изображения лошадей, солярных знаков, предметов вооружения, тамгообразных знаков,  орнаменты, различные геометрические фигуры и т.д.

Карта на камне

Расшифровка части надписей не давала Дмитрию Даниловичу успокоиться. Он корпел над историческими трактатами и диссертациями ученых, пытаясь понять, почему в одной надписи могли использоваться слова из разных языков.

- Были разные варианты и то, что камень как-то связан с монголами, хуннами, скифами… Но однажды я обратил внимание, что рисунок на камне очень похож на карту. Причем очертания местности были мне знакомы. Это были окрестности деревни Наймагуты, - рассказал хранитель оленного камня.

По словам рассказчика, совпадало многое.

- Я «оттолкнулся» от волнистой линии, посчитав, что это река. Речушка там действительно имеется. От нее на север ведут две глубокие царапины. И там, в Наймагутах,  есть две долины – русла пересохших рек. Смотрим дальше – что-то похожее на квадрат. Если пройти вдоль долины, то утыкаешься в скалу с такими формами, - показал нам переведенную на бумагу карту-схему Дмитрий  Багадаев.

Ранней весной исследователь поехал в Осу.

- Нашел те самые две долины. Дошел до скалы. Убедился, что совпадают и иные приметы, показанные на камне, - рассказал он.

А вот дальше случились удивительные вещи. Следуя по «каменной карте», Дмитрий Данилович дошел до мест, которые были указаны на плите как  выбоины.

- Там находились две огромные воронки. Уж не знаю – метеоритного ли они происхождения или карстового? Глубина метров 30. Вокруг лежали плиты. На шести-семи из них - надписи,  странные знаки и непонятные иероглифы. Скорее всего, это был могильник какого-то очень знатного человека, -  предположил Дмитрий Данилович.

По всей видимости, раньше плиты огораживали воронку. Но потом кто-то собрал их и сложил в общую груду.

- Разговаривая с местными, я выяснил, что эту воронку они знают. Раньше она была еще глубже. Говорили, что сверху дна не могли разглядеть, - уточнил исследователь.

Сделав открытие, Багадаев испросил разрешения у местной администрации взять на время одну из самых маленьких плит, чтобы показать специалистам Бурятского научного центра. А также попросил местные власти дать разрешение на археологические раскопки.

Привезенной плитой ученые заинтересовались.

- Часть надписей на старомонгольском. Удалось прочитать имя Чингис. Но вот другие символы и иероглифы пока не разгаданы, - сообщил Дмитрий Данилович.

Кто похоронен в загадочном могильнике, выяснится в ходе будущей научной экспедиции. Исследователь рассчитывает, что ученые отправятся в Осу уже нынешним летом.  В ходе экспедиции будет, возможно, проверено и еще одно захоронение – возле второй воронки. Там расположен огромный курган.  Кто там захоронен, пока тоже остается неизвестным.

В заключение скажем, что по поводу истории камня-карты и найденных могильников у Дмитрия Багадаева есть собственная версия.  Однако пока рассказывать о ней еще рано. Пусть уж таинственное захоронение проверят ученые.

Информ полис Загадка оленного камня 25 Май 2014
Информ полис № 18 от 6.05.2015, с.45  Актинов Л. Легенды "оленного камня"